Академический строгий стиль школ классического танца

В настоящее время для всех школ классического танца в России характерен академический строгий стиль, но самая разнообразная исполнительская манера движения, которая не ограничивает, не сковывает индивидуальность танцовщика, а напротив, позволяет полнее и глубже раскрыть все его творческие возможности и национальное своеобразие.

Искусство советского танцовщика проявляется в его творческой индивидуальности, а не в заученной манере движений своего учителя или любимого артиста. Одна из главных традиций русской и советской школы классического танца — это воспитание самостоятельных художников.

Конечно, на первых порах ученики невольно заимствуют исполнительскую манеру своего учителя. Затем, когда у них появится уверенность в своих силах и некоторая самостоятельность действия, надо постепенно предлагать им вкладывать в каждое учебное задание свое исполнительское чувство, свое отношение к нему, то есть проявлять свою манеру движения, не нарушая при этом строгого академического стиля.

В этот переходный период надо очень внимательно следить за тем, чтобы учащиеся проявляли искренность и безыскусственность действия, так как «играть» манеру движения нельзя, она должна рождаться естественно, а не по принуждению. Подобный учебный подход позволит учащимся «найти себя», свою индивидуальность, что немаловажно для актерского мастерства будущего танцовщика.

Кроме того, надо избегать однообразной, «холодной» и монотонной манеры движения так же, как и ложного пафоса, фальшивого темперамента, самодовольства и тому подобной безвкусицы.

Исполнительская и общая культура танцовщика определяет его манеру движения, которая, разумеется, без точной выучки не может быть воспитана, так же как совершенная техника движения без соответствующей культуры. Манера движения — это пластическое средство выражения индивидуальности танцовщика, это свое, а не чужое исполнительское творчество, это искусство подлинное, а не подражание даже самому любимому и знаменитому артисту балета.

Невозможно представить себе, что исполнительская манера В. Смольцова и Б. Шаврова, К. Сергеева и В. Чабукиани, А. Ермолаева и М. Габовича, А. Мессерера и Н. Фадеечева — это копия манеры их замечательных учителей. Безусловно, влияние учителя, преемственность традиций, высокая техника движения и отражение времени есть, но подражательства — нет.

Молодой смене преподавателей хочется пожелать, чтобы они, утверждая современную и индивидуальную манеру движения, не забывали о традициях прекрасного и вдохновенного мастерства ушедшего со сцены поколения, чтобы смена эта непримиримо относилась к формалистическому исполнительству, недостаточной актерской и музыкальной культуре, небрежной и не всегда точной технике танца.

Реалистическое направление в искусстве русского и советского балета является традиционным. Оно определяет характер творческой деятельности не только театра, но и балетной школы и преподавателя. Если на уроке есть жизнь, творчество, значит, здесь воспитывают танцовщиков реалистического направления. Если ученик сознает, что техника движения, которую он отрабатывает, является средством выражения его чувств и мыслей, значит, преподаватель ведет с ним учебную работу в реалистическом направлении. Никакая, даже самая высокая техника танца, если она мертва, механистична, не может служить искусству, воспевающему жизнь и творчество. Даже самый простой battement надо выполнять на уроке художественно, то есть пластически осмысленно, музыкально, с пониманием и чувством учебно-технических и исполнительских задач.

Любой театральный танец, в том числе и классический, воздействует на зрителя лишь тогда, когда искусство танцовщика основывается па выразительном, а не механическом жесте, реалистическом, а не абстрактном действии.

Молодое талантливое поколение советских танцовщиков — В. Васильев, Ю. Соловьев, М. Лиепа, М. Лавровский, Ю. Владимиров и многие другие — воспитывалось в школе и сейчас воспитывается в театре имению в плане реалистического, а не формального исполнительства.

Русская и советская хореография гордится своими замечательными школьными учителями, такими, как Н. А. Гердт, Н. П. Домашев, В. Д. Тихомиров, Н. Г. Легат, Л. С. Леонтьев, В. А. Семенов, В. И. Пономарев, Б. В. Шавров, А. А. Писарев, А. И. Пушкин, А. М. Мессерер, А. М. Руденко, и многими другими.

У каждого из них своя, индивидуальная методика ведения предмета, по все они боролись и борются за чистоту классического стиля, за реалистическое направление в хореографии, которое помогает создавать на сцене самые разнообразные по жанру спектакли: от классических балетов «Коппелия», «Жизель», «Лебедипое озеро» и т. д. до новых балетных произведений — «Берег надежды», «Лейли и Меджнун», «Легенда о любви», «Спартак».

мемориальный музей

Яндекс.Метрика