Балет — это искусство музыкального театра

Каким же послушным, гибким, отзывчивым и тонким должно быть искусство танцовщика, если оно призвано верно отображать и раскрывать смысл музыки.

Уметь творчески, вдохновенно и виртуозно «танцевать» содержание музыки — значит обладать одним из главных элементов актерского мастерства. Поэтому будущему преподавателю очень важно знать, в каком направлении и как следует воспитывать это умение.

Задача воспитания музыкальности учащихся и проста и сложна. Установить единый подход в этом тонком вопросе невозможно.

Балетный театр создает новые танцевальные произведения, стремясь глубоко раскрыть содержание музыки. Однако пе всегда и не у всех исполнителей в достаточной мере развита музыкально-актерская культура, которая, по-видимому, утверждается еще в школе, на танцевальных и актерских дисциплинах.

Если содержание музыки станет для учащихся сознательным, активным творческим началом, внутренним чувством действия, которыми они могут управлять, значит, школа хорошо подготавливает своих питомцев к сцене. Театре благодарностью и более успешно завершит эту работу, ибо он является для молодого артиста второй школой, окончательно формирующей его музыкально-актерскую культуру.

Настоящему танцовщику необходимо не только уметь слушать музыку и проникаться ее содержанием, но и любить ее, понимать, чувствовать, увлекаться ею. Поэтому и преподаватель и его питомцы должны уделять в своих занятиях особое внимание пе только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. И уж, конечно, отлично сознавать, что музыка — это искусство, в котором идеи, чувства и переживания выражаются ритмически и интонационно организованными звуками; что в танце идеи, чувства и переживания выражаются тоже ритмически и интонационно средствами организованной пластики сценического движения, то есть при помощи хореографической композиции, позы и актерского жеста; что музыкальность — это способность к музыке, тонкое понимание ее; что танцевальность — это способность к танцу и тоже тонкое понимание его; что театральный танец — это пе просто компонент, зримо воссоздающий содержание музыки, это самостоятельный вид искусства, имеющий собственные средства выражения, с помощью которых раскрывается смысл сценического действия. И, наконец, что без подлинной музыкальности нельзя овладеть подлинной танцевальностью, ибо содержание музыкального произведения и сценического действия — едины, неделимы. Образ музыкальный и хореографический — это синтез художественности в исполнительском искусстве театрального танца.

Следовательно, в учебной работе надо подвести учащихся к тому, чтобы они стремились выполнять каждое задание пе только технически грамотно и физически уверенно, но и творчески увлеченно, музыкально.

Музыкальность будущего танцовщика слагается как бы из трех взаимосвязанных между собой исполнительских компонентов.

Первый компонент — это способность верно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом.

Известно, что каждое музыкальное произведение имеет свой ритм, средствами измерения и сознания которого является метр — строение музыкального такта, и темп — степень скорости исполнения и характер движения музыкального произведения, что каждое танцевальное произведение всегда строго следует ритму музыкального произведения, а это во многом определяет динамику развития и характер сценического действия.

Малейшее нарушение музыкального ритма всегда лишает танец действенной и художественной точности выражения.

Поэтому необходимо обращать особое внимание на то, чтобы музыкальный ритм воспринимался учащимися не как простой, механически точный счет долей времени, а как выразительный компонент танца.

Разумеется, вначале учащиеся должны хорошо освоить простейшие музыкальные и хореографические ритмы размером па 2/4 и 4/4, затем более сложные: на ¾ и 6/8 и т. д., постепенно переходя от медленных темпов к быстрым и к усилению динамики исполняемых упражнений, что будет способствовать воспитанию более чуткой, художественно верной связи музыки и танца.

Второй компонент музыкальности — это умение учащихся сознательно и творчески увлеченно воспринимать тему-мелодию, художественно воплощая ее в танце.

Декомпрессия по Кушингу

Яндекс.Метрика