Идейно-смысловое содержание балетного театра

Репертуар советского балетного театра обретает все более глубокое идейно-смысловое содержание. Драматургия современного балетного спектакля требует от танцовщика не только отличной технической выучки, по п более совершенного актерского мастерства, музыкальной и общей культуры.

Воспитание и обучение будущего советского танцовщика во многом определяет школа — ее традиции, направление и мастерство преподавателя.

Старейшие профессиональные школы классического танца — французская, русская и итальянская — имеют свои глубоко национальные исполнительские традиции, но хореографическая основа (состав движений) всех трех школ едина.

Вместе с тем исполнительский стиль, манера движения, идейно-художественные и национальные особенности, проявляющиеся в творчестве артиста, различны.

Принято считать, что для французской балетной школы характерна высокая исполнительская техника, стиль изящный, манера движения мягкая, легкая, грациозная, но порой несколько изысканная, что свойственно французскому искусству вообще.

Итальянской школе присуща виртуозная техника, стиль строгий, с некоторым уклоном в гротеск, манера движения стремительная, порывистая, несколько напряженная и подчас угловатая.

Для русской школы типична совершенная техника, стиль строго академический, манера движения простая, сдержанная и мягкая, свободная от внешних эффектов. Кроме того, русской балетной школе совершенно чужд так называемый стиль модерн.

Некоторые зарубежные хореографы считают, что будто бы русская школа представляет собой слияние французских и итальянских исполнительских традиций. Конечно, состав движений классического танца и его терминология утверждены не в России, а во Франции. Однако идейно-художественные и национальные особенности, проявляющиеся в творчестве русского танцовщика, совершенно самостоятельны. Музыкальный звукоряд тоже, вероятно, утверждался пе в России, но русская музыкальная школа имеет свои собственные, глубоко национальные исполнительские традиции и идейно-художественную направленность.

Безусловно, взаимовлияние школ существовало. В прошлом русские и иноземные мастера балета во время своих зарубежных гастролей заимствовали друг у друга наиболее совершенные приемы исполнительской техники, иностранные хореографы обучали русских танцовщиков. В дореволюционной России насаждались стиль и манера французской и итальянской исполнительской школы. В то же время творческая деятельность выдающихся русских хореографов — Евгении Колосовой, Авдотьи Истоминой, Екатерины Саиковской, Тимофея Бубликова, Андрея Нестерова, Адама Глушковского, Сергея Соколова, Дидло и многих других — говорит о том, что они боролись за развитие русской школы классического танца, которая всегда принимала лучшие достижения исполнительской техники зарубежных школ, не меняя, однако, своих национальных традиций.

Великий Октябрь окончательно освободил русскую школу классического танца от иностранных исполнительских влияний.

А. Я. Ваганова пишет, что «начиная с первых десятилетий XX века в чистом виде на нашей сцене нельзя уже встретить ни французской, пи итальянской школы».

Таким образом, уже в начале 20-х годов русская школа обретает полную исполнительскую самостоятельность.

Примерно в середине 20-х годов начинают создаваться профессиональные хореографические училища в союзных республиках. Русская школа оказывает им самую дружескую и широкую помощь. Русские балетмейстеры и преподаватели работают в республиканских театрах и школах. В Ленинграде и в Москве готовят для них исполнительские, балетмейстерские и педагогические кадры.

Некоторые хореографические училища в национальных республиках и сейчас еще очень молоды. Они находятся на стадии становления как по выучке, так и по уровню профессиональной исполнительской культуры, но в области развития своих национально-творческих традиций все республиканские училища остаются абсолютно самостоятельными.

Ценность информации

Яндекс.Метрика