Перегрузка внимания учащихся

Составляя учебное задание, надо позаботиться о том, чтобы построение его не перегружало внимание учащихся. Правда, подобная перегрузка развивает хорошую сообразительность, ученики сразу схватывают построение задания, не путают порядок движений, быстро ориентируются в пространстве и времени, но чувство музыки, пластика танца, художественная завершенность и отточенность хореографического рисунка остаются при этом почти без внимания.

Сложность построения необходима в каждом учебном задании, но нельзя, чтобы она поглощала все внимание ученика. Каждая техническая трудность должна преодолеваться им осмысленно и художественно, а не механически. «Нагружать» внимание учащихся в течение урока необходимо с постепенным нарастанием, от простого к сложному, от малого к большому, без резких спадов и подъемов. Кривая деятельности внимания учащихся должна повышаться равномерно и постепенно с учетом назначения и развития этого урока, каждой его части, каждого учебного задания. Экзерсис так же, как начальные и завершающие движения урока, вызывает меньшую степень напряжения внимания, чем adagio и allegro, так как здесь учебные задания даются с более сложной и силовой нагрузкой. Но к какой бы части урока ни относилось учебное задание, чрезмерная сложность его построения всегда больше приковывает внимание учащихся к тому, что делать, а не как делать.

Конечно, при изучении новых приемов танца внимание учащихся обычно больше, а иногда всецело обращено на технику движения. Когда же она усвоена, внимание их как бы само стремится обрести должную объемность и гибкость. Появляется возможность вникать в пластику танца и в содержание музыки, то есть заниматься искусством танца, а не гимнастикой.

Стишком легкое, примитивное построение учебного задания, чрезмерно быстрый или слишком медленный темп его выполнения тоже нецелесообразны — они нс развивают должную силу и остроту внимания.

Но время выполнения учебного задания замечания надо делать своевременно, поддерживая, а не рассеивая внимание класса, при этом неуклонно требовать, чтобы ученики выполняли очередное движение активно и детально готовились к следующему, связывая каждое из них в единое целое. Это научит будущих танцовщиков предвидеть все свои действия, учитывая рисунок, характер и музыкальность исполнения учебного задания. Искусство кантилены танца может быть освоено только таким путем.

Останавливать учащихся во время выполнения учебных заданий надо возможно реже и только при появлении грубых ошибок, вызванных распущенностью внимания. Безусловно, у каждого преподавателя вырабатывается свой подход к исправлению ошибок. Здесь важно подчеркнуть еще раз, что мастерство будущего танцовщика должно развиваться на основе активного и мобилизованного внимания. Поэтому частые, малозначащие остановки или постоянные подсказывания — малополезный способ развития внимания.

Конечно, каждое новое движение надо исчерпывающе объяснить и показать, проверить, как оно выполняется, и, если есть недочеты, устранить их. Когда же движение или ряд движений осваивается уже долгое время, а ученик все еще допускает элементарные ошибки, это значит, что его внимание не может действовать достаточно самостоятельно и длительно, так как приучено к посторонней помощи. Надо меньше упрашивать, а больше требовать от учащихся самостоятельности и личной ответственности за свои действия.

Яндекс.Метрика