Поворот и наклон головы

Простой учебный поворот или наклон головы, устремленность взгляда, фиксация или перевод рук, прямое или слегка наклонное положение корпуса и т. д. должны выполняться учащимися с предельной точностью и легкостью по технике движения, но по чувству скульптурности и музыкальности — различно. Иначе развитие индивидуальности станет второстепенным элементом в его учебной работе, а затем и в сценической жизни. Ведущей станет «чужая» манера движения, отработанная на основе точного, но формального, а не творческого метода обучения.

Чувство танцевального движения и позы, свойственное возрасту и психике учащихся, должно быть по технике точным и музыкальным, но свободным от слепого подражательства, которое всегда ведет к укоренению внешнего пластического штампа и позерства, лишая танец подлинной художественной свободы. Ученик должен во всем брать пример со своего преподавателя и неуклонно выполнять его волю, но, воспринимая показ, всегда оставаться самим собой.

Существует мнение, что ученики должны вначале научиться твердо «стоять на ногах», не проявляя исполнительской индивидуальности, которая, мол, выявится «после», в свое время, во время сценической практики. Конечно, вначале осваиваются «азы» танцевальной техники, элементарная способность управлять своим телом без мышечного перенапряжения, и только потом ведется работа по выявлению исполнительской индивидуальности ученика, его творческой активности и музыкальности.

Все это верно, но верно и то, что индивидуальность учащихся воспитывается не только при помощи сценической практики и на занятиях по актерскому мастерству, а главным образом и раньше всего путем проявления в простом физическом действии своей воли, своего творческого отношения к труду, к технике движения, к пластике танца, воспринимаемой музыке и характеру упражнений.

Если же учащийся всецело увлечен только работой мышц, точной формой и ритмом движения, значит, он далек от развития своей индивидуальности, чувства свободного творчества, нацеленного на познание коренных основ искусства театрального танца, и занят лишь внешним подражательством, может быть, и очень хорошей исполнительской манере своего преподавателя.

Нельзя согласиться с мнением, что преподаватель с помощью показа должен подготовить лишь хорошую копию, а сценическая практика поможет ученику обрести творческую индивидуальность. Стремление к творчеству живет в каждом ученике, его надо только поддерживать, воспитывать и развивать с детских лет. Пусть вначале проявление творческого «я», своей воли будет не вполне решительным, но свободным даже в самом элементарном упражнении и уж, конечно, не за счет академической точности движения. Проявление индивидуальности не дает права ученику нарушать исполнительские законы движения. Становление индивидуальности надо понимать только как воспитание одаренности ученика, а не как нарушение учебной и сценической дисциплины.

Показ преподавателя должен помочь ученику понять и освоить одинаковые для всех исполнительские правила техники движения, а не подавлять его творческую индивидуальность.

Яндекс.Метрика