Природа и средства выражения танца

Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством классического танца, необходимо познать и усвоить его природу, его средства выражения, его школу.

Состав движений классического танца велик и многообразен, но основная его «речевая единица» — это поза во всем своем хореографическом и композиционном многообразии.

Пола классического танца по своей природе свободна от бытовой достоверности. Эмоционально-смысловое содержание и ход сценического действия раскрываются ее средствами поэтически обобщенно, а не прозаически бытово.

Конечно, поза классического танца условна. В ней все подчиняется пространственным и временным законам театральной хореографии, которая пластически усиливает, укрупняет, возвышает, доводит до необычайной виртуозности природные движения тела человека. Но эта пластическая условность позы вполне реалистична. Она дает искусству классического танца исключительно стройные, емкие и гибкие средства выражения.

Например, при исполнении одной только позы arabesque, не нарушая ее хореографического строя, можно выразить самые различные по характеру сценические действия — от тонкой и светлой лирики до глубокого драматизма.

Поза классического танца отличается исключительным разнообразием приемов исполнения. Она может входить как основной или как дополнительный элемент в то или иное движение, принятое школой и театром классического балета; может воспроизводиться медленно и быстро, фиксироваться длительно и кратко, усиливать или ослаблять динамику движения. Поза может быть исполнена в малой, средней или большой форме, на полу (par terre) и в воздухе (en l’air), без поворота, с поворотом, вращением, с заносной, кабриолем и т. д. и т. п.

Позы могут соединяться одна с другой в целую хореографическую композицию при помощи самых различных приемов связи.

И если эта композиция исполняется осмысленно, вдохновенно, музыкально и технически совершенно, тогда поза, превращаясь в живой, выразительный жест танца, способна характеризовать собой различные образы, жанр, стиль, эпоху, к которой относятся содержание балетного спектакля, различные чувства, стремления и переживания человека. Когда же поза или композиция в целом выполняется формально, вне всякого чувства и осмысления, опа остается только условной хореографической схемой движения.

Таким образом, поза классического танца — это своего рода жест, вытекающий из осмысленного и выразительно выполненного действия, но жест такой, в котором принимает участие все тело танцовщика, а не только руки, обычно сопровождающие нашу речь для придания ей большей выразительности.
Создавая свои композиции, балетмейстер отбирает соответствующую хореографию позы, которая позволяет танцовщику наиболее полно и художественно верно раскрыть смысл и образ сценического действия. И если оба хореографа, и постановщик и исполнитель, талантливо выполняют свою творческую задачу, то сколько можно внести чувства, стремлений и неожиданных пластических интонаций в жест классического танца.

В наше время поза классического танца становится все более изменчивой и многоликой. Ее школьные каноны могут использоваться и пластически преобразовываться балетмейстером обширно и многогранно. Наивно полагать, что только учебная поза это и есть «чистая классика», а все остальное — нарушение ее исторически сложившегося строя, стиля и выразительных возможностей.

минусовки и фонограммы

Яндекс.Метрика