Пространственный рисунок движения

Каждое движение классического танца имеет определенный пространственный рисунок и исполнительскую протяженность, которая, однако, может замедляться или ускоряться в зависимости от стадии его изучения, от степени технического совершенствования, от согласования с общим ритмом того или иного комбинированного задания.

Если в начальном периоде изучения какого-либо движения или позы взять слишком быстрый исполнительский темп, это, как правило, приведет к перенапряжению и скованной работе мышц. Надо сначала научиться сокращать мышцы не до полного напряжения, а замедленно, с должной выдержкой в каждой составной части движения. Это позволяет учащимся лучше понять и почувствовать рациональную меру напряжения своих мышц но отношению к исполнительским трудностям техники движения. Слишком «затягивать» учебный темп движений тоже не следует, но и «поспешать надо медленно» в освоении нормальной силовой работы мышц.

Учиться соединять отдельные движения в комбинированные упражнения надо тоже сначала в несколько замедленном темпе. Когда все элементы движений и их связь получат известную устойчивость, точность и эластичность исполнения, можно перейти к нормальному темпу работы мышц.

Периоды отдыха между выполнением учебных заданий должны быть нормальными, чтобы мышцы учащихся, отдыхая, не остывали, а весь организм не выходил бы из рабочего состояния. Если эти периоды окажутся кратковременными, то мышцы ие успеют отдохнуть, обрести должной эластичности и будут в следующем упражнении непроизводительно перенапрягаться.
Каждое движение классического танца требует от исполнителя определенной степени напряжении мышц. Нельзя, например, такие прыжки, как grand jete и petit jete, выполнять при помощи одного и того же усилия мышц, несмотря па то, что оба движения должны производиться достаточно сильно, четко, легко и эластично.

Вместе с тем то или иное сценическое действие, выраженное средствами одного из выше указанных движений, может изменить учебное напряжение мышц танцовщика. Например, при лирическом характере действия мышцы будут напрягаться мягко, протяженно; героическое действие потребует более энергичного, стремительного и, может быть, даже очень резкого напряжения мышц. Следовательно, исполнительская техника классического танца заключается не только в силе и темпе сокращения мышц, но и в том пластическом напряжении, которое будет верно отображать музыкально-смысловое содержание и психологический характер сценического действия.

Подобную работу мышц можно сравнить с туше, свойственным каждому исполнителю при игре на фортепиано, — прикосновением к клавишам, нажимом на них, влияющим на силу и окраску звука. Поэтому неумение, неспособность танцовщика слушать и чувствовать музыку, проникаться ее образностью и интонациями становятся причиной стандартного напряжения мышц, которое в различных сценических обстоятельствах может оказаться слишком форсированным или, напротив, недостаточно энергичным. Состояние бурной радости или острой душевной боли может быть выражено танцовщиком с одинаковой силой мышечного напряжения, но, повторяю, только в том случае, если это напряжение будет различно по своему музыкально-пластическому характеру.

Яндекс.Метрика