Психофизическое напряжение учащихся

Одновременно следует учитывать, что структура различных движений и правила их выполнения также вызывают у учащихся различную степень психофизического напряжения.

Поэтому в каждой части урока рекомендуется вначале выполнять движения не сложные по своей структуре, не вызывающие у учеников особого напряжения внимания и памяти, но постепенно повышающие физическую трудность исполнения. Затем можно переходить к слож-пым движениям, которые вызывают более высокую степень напряженности внимания и затрату физических сил. И, наконец, следует приступать к движениям, выполнение которых требует максимального напряжения внимания, но позволяет уменьшить физическую нагрузку в каждой части урока, кроме последней. Сложные силовые упражнения рекомендуется чередовать с более легкими, чтобы в процессе занятий ученики могли восстанавливать свои силы я свободнее и легче преодолевать дальнейшие трудности урока.

Вот, собственно, те ориентировочные сведения, которые считаю необходимым сообщить начинающему преподавателю. Установить же абсолютный порядок прохождения отдельных движений на уроке не представляется возможным. Даже если бы это удалось сделать, то весь урок приобрел бы стандартную форму, которая не дает возможности всесторонне развивать техническое мастерство ученика, его индивидуальность, не говоря уже о творческом начале в работе преподавателя. Напоминаю лишь еще раз, что само по себе построение кривой урока в целом логически подсказывает последовательность прохождении отдельных движений в отдельных частях урока.

Следующим условием, относящимся к правильному построению урока, является длительность его частей, то количество времени, которое необходимо уделять для ежедневных занятий в каждой части урока.

Общепринятая длительность урока классического танца в хореографических училищах равняется двум академическим часам. В пределах этого времени (на протяжении всего курса обучения от первого до последнего класса) постепенно сокращается длительность первой части урока и увеличивается сложность и трудность ее комбинированных заданий. Вторую и особенно третью часть урока следует постепенно увеличивать по длительности, объему движений и трудности изучаемых приемов. Четвертая часть коротка по времени и усложняется очень незначительно.

Если в первом классе к концу года первая часть урока (экзерсис) у станка и на середине зала будет занимать половину всего времени, то к последнему классу она постепенно сократится и будет занимать примерно четвертую часть всего времени. Вторая часть урока, adagio, будет возрастать по времени примерно в два раза, третья часть, allegro, — в три раза и более.

Такое распределение частей урока по времени является приблизительным, и отклонения от указанной пормы могут и должны быть в ту или иную сторону, в зависимости от конкретных условий работы. Если, например, учащиеся утомлены театральной или внутришкольной сценической практикой, то рекомендуется несколько сократить длительность всего урока, особенно второй и третьей его части. После каникул, и тем более летних, следует постепенно увеличивать длительность всего урока, особенно второй и третьей части, и сокращать эту длительность к концу учебного года, после экзаменов.

Яндекс.Метрика