Сильное и выносливое дыхание

Любой танцовщик, и особенно исполнитель сольных и ведущих партий, должен обладать сильным и выносливым дыханием. Ритм сценического дыхания — ото нс только техника правильного газообмена, но и выражение эмоциональной жизни актера, связанное с содержанием и характером сценического действия. Поэтому нельзя установить неизменные исполнительские формулы дыхания для каждого отдельного движения, ибо их композиционное сочетание безгранично в своем музыкально-пластическом многообразии. Следовательно, дыхание танцовщика должно не только непрерывно восстанавливать его работоспособность, но и служить средством актерской выразительности.

Во время самой напряженной и сложной психофизической работы организм танцовщика всегда подсознательно находит наиболее рациональный н художественный ритм дыхания. Оно может быть спокойным, глубоким и равномерным или, напротив, стать необычайно интенсивным, порывистым, учащенным, отображая силу и драматизм сценического действия. Это, однако, неозна-
чает, что дыхание танцовщика подчиняется только эмоциональной насыщенности сценического действия, оно непрерывно поддерживает и пополняет физические и нервные силы исполнителя. Поэтому техника (механизм) дыхания танцовщика должна быть хороню поставлена и отработана.

Танцовщик должен уметь дышать непрерывно, равномерно и глубоко. При этом брюшное дыхание может свободно сочетаться с грудным. Это даст исполнителю большую силу и емкость, то есть те качества, при которых организм будет наиболее полно снабжаться кислородом и получит нужное количество жизненной энергии. Такое дыхание постепенно вырабатывается еще в школе, при исполнении простых, а затем длительных физически трудных и сложных упражнений, далее в сценической школьной практике и, наконец, в театре, на репетициях и спектаклях.

Организм танцовщика не может быть сильным и выносливым при плохо поставленном и малоразвитом дыхании. В самом деле, как можно хорошо слышать музыку, верно ориентироваться в пространстве, чувствовать партнера и ансамбль, образность и стиль сценического действия, если танцовщик выдохся, а значит, ослабли его мышцы и воля. Полностью выдержать правильный и равномерный ритм дыхания невозможно, ибо в искусстве классического танца есть чрезвычайно сложные и виртуозные движения, которые требуют от исполнителя максимального напряжения всех сил. Это вызывает временную задержку дыхания (например, при выполнении таких движений, как большие баллонные прыжки, многократное вращение на полу и в воздухе и т. д.). Технически сложные и длительные сценические композиции вызывают у танцовщика учащенность дыхания и сокращение его глубины, особенно у ведущих исполнителей.

В учебной работе равномерный ритм дыхания возможно удерживать только при выполнении простейших движений экзерсиса. Силовые и сложные движения, естественно, уже вызывают у учащихся напряженность и некоторую учащенность дыхания.

В adagio и особенно в сложном комбинированном allegro учащиеся дышат еще более напряженно и в учащенном ритме в соответствии с особенностями построения каждого отдельного учебного задания. Но каким бы трудным и сложным ни был учебный пример, надо всегда неуклонно следить за тем, чтобы вдох и выдох, несмотря на учащенность, производились учащимися по возможности непрерывно, глубоко и равномерно, без излишнего волнения и мышечных зажимов, особенно лица, шеи и плеч.

Яндекс.Метрика