Скрипка «поет» тему лучше, чем какой-либо другой инструмент

В конце XIX века в России и за рубежом русские и иностранные мастера балета, давая уроки танцев, одновременно играли на скрипке. Думается, что это не случайно, не только потому, что смычком было удобнее наказывать своих питомцев, а и потому, что скрипка «поет» тему лучше, чем какой-либо другой музыкальный инструмент, что она «ведет тему» интонационно особенно отчетливо и приближенно к оркестровому звучанию.

Кроме того, воспитанников балетных школ учили играть именно на скрипке, а не на фортепиано и дополнительно учили сольфеджио. Это тоже очень хорошо помогало понимать, слушать и верно проникаться интонациями музыкальной темы, не говоря уже о развитии слуха, знаний и вкуса. Разумеется, это пе означает, что надо вернуться к старым формам музыкального воспитания будущего танцовщика. Отнюдь нет. Сейчас отлично учат учащихся играть на фортепиано и умению разбираться в музыке. Но надо проникнуться тем уважительным и бережным отношением, которое уделяли старые мастера балета воспитанию чувства внутренней мелодики танца.

Методика воспитания артиста современного балетного театра заключается в том, чтобы углубить внутреннюю связь музыки и танца на всех хореографических дисциплинах. Этого требует современная сцена. Поэтому умение слушать и танцевать музыкальную тому надо внести в учебную программу хореографических дисцеплин как обязательный элемент, который следует освоить творчески, а не формально и поверхностно.

Оформление уроков классического танца музыкальной литературой так же, как и музыкальной импровизацией, получило довольно широкое применение.
Музыкальная литература должна войти в учебные примеры как органический элемент искусства театрального танца, а это очень трудная задача. Концертмейстеру необходимо проявить при этом чувство меры, художественный вкус и такт, предлагая произведения, соответствующие учебным целям предмета.
Музыкальная литература на уроках классического танца используется в несколько ином плане, чем музыкальная импровизация. На основе музыкального произведения преподаватель создает учебно-хореографический этюд,, при этом не музыка подбирается (приспосабливается) к учебному заданию, а, наоборот, хореография стремится выразить содержание музыки, это будет уже не обычный пример экзерсиса, а учебно-танцевальная фраза.

Не лишне напомнить, что в работу над этюдами можно включить только те движения, которые учащимися достаточно хорошо усвоены, и что составлять эти этюды надо не вообще, а в строгом соответствии с дальнейшей отработкой определенных исполнительских приемов техники танца так же, как отрабатываются определенные приемы игры пианиста при помощи этюдов Черни и др. Что сказал бы преподаватель музыки, если бы ему предложили обучать его питомцев при помощи отличной, высокохудожественной музыкальной литературы, но не предназначенной для этой цели?

Только нацеленная учебная работа над этюдами может должным образом сформировать исполнительскую технику будущего танцовщика. Поэтому для этюдной работы следует отбирать не просто хорошие музыкальные произведения, а такие, которые отвечали бы учебным целям. Балетмейстер создает композиции для сцены, преподаватель — этюды для учебной работы. Подменивать одно другим — значит впадать в грубый профессиональный просчет. Творческие цели балетмейстера и преподавателя весьма различны по своему содержанию, несмотря на то, что каждый из них должен создавать свои композиции, опираясь на содержание музыки, и уж, конечно, отлично знать школу классического танца как профессиональную основу театральной хореографии.

Выше уже говорилось о том, что характер музыки должен строго соответствовать учебным задачам. Хочется лишь добавить, что пессимизм, отрешенность, нарочитость не должны прививаться учащимся с помощью музыки. Так называемый «веселый бодрячок», плаксивую лирику, неврастеническую или салонно-джазовую музыку необходимо совершенно исключить из учебной работы. Музыка эмоционально-образная, танцевально-действенная, оптимистического и волевого начала, с ясно выраженной и завершенной мелодикой является наиболее приемлемой для учебных целей.

Волго-Ахтубинское междуречье издревле населенно людьми

Яндекс.Метрика