«Танцевальное туше»

Развивать «танцевальное туше» следует не только на производственной практике и занятиях по актерскому мастерству, но и на рядовых уроках классического танца, когда учащиеся добьются точности исполнения изучаемого движения и когда это движение будет уверенно проходить в комбинированных заданиях.

Таким путем сначала утвердится «стабильность» учебного мышечного напряжения, в которое затем можно будет постепенно вносить некоторое разнообразие музыкально-пластического характера, то есть выполнять учебное задание не только физически сильно, точно и экономно, но в том характере, который подсказывает музыка. Практически это обычно происходит довольно свободно и естественно, как бы само собой. Если одаренный, трудолюбивый и хорошо обученный ученик почувствовал уверенность в своих силах, если его мышцы обрели должную подвижность и эластичность, то он не может остаться равнодушным к содержанию воспринимаемой музыки, которая как бы определяет характер его физического действия.

Если же преподаватель торопится, забегает вперед, слишком рано позволяет увлекаться содержанием музыки ученикам, мышцы которых еще не обрели должную силу, выносливость и точность движения, значит, он допускает грубый профессиональный просчет. И, наоборот, если мышцы учащихся уже обрели все необходимые качества, а преподаватель все еще не разрешает своим питомцам вносить в исполнение пластическое разнообразие, отвечающее характеру музыки, значит, он впадает в другую крайность.

Чрезмерная исполнительская эмоциональность или нервная возбудимость ученика тоже могут затруднить нормальную работу мышц. Если ученик в силу своего неуравновешенного и не в меру увлекающегося характера начинает слишком форсировать («рвать») движение, не выдерживать его музыкально-ритмический и пластический строй, это значит, что он утратил профессиональный контроль над работой своих мышц, которые стали напрягаться слишком сильно, аритмично, то есть пластически не свободно.

Если преподаватель будет применять «муштру», то, как правило, приведет ученика к слепому повиновению, внутренней скованности, которая проявится в работе его мышц.

Физическую свободу движения надо отрабатывать не только при помощи развития силы, выносливости и подвижности мышц, но и воспитания веры в себя, в свои творческие силы. Бесконтрольный труд и «муштра» всегда проявляются в работе мышц как некий пластический штамп. Надо воспитывать не стандарт физического повиновения, а внутреннюю дисциплину, благодаря которой свободно выявляется творческая индивидуальность будущего танцовщика.

И особенно важно помнить, что воспитание свободы действия будущего танцовщика должно основываться па высоких нравственно-этических и эстетических принципах советского искусства, что воспитывать эту свободу обязан каждый преподаватель хореографического училища. Разумеется, все это надо делать с учетом возрастной психологии ученика, в доступной и понятной для него форме.

Яндекс.Метрика