Замечания

Замечания следует делать в простой, ясной, краткой, утвердительной и логически последовательной форме, особенно в младших классах. Нельзя все смешивать в одном замечании.

Надо четко разграничивать их содержание и придавать им соответствующий характер и форму изложения. Например, сначала указать на недостатки, относящиеся к движению ног, затем рук, корпуса и головы. Или прежде сказать о хореографии, затем о музыке, о внимании, памяти, устойчивости, мягкости, связи движения п т. д. и т. п.

Не рекомендуется делать слишком пространные и многословные замечания в ущерб практической работе. Это зачастую приводит к непроизводительной потере времени, учащиеся «остывают», и занятия становятся неполноценными. Сам предмет требует того, чтобы замечания педагога отличались целеустремленностью, образностью, четкостью, не были растянутыми и расплывчатыми. Они должны касаться существа учебного задания и излагаться так, чтобы учащиеся быстро и хорошо понимали, что от них требуется.

От содержательного и своевременного замечания в значительной мере зависит успеваемость учащихся. Однако можно делан очень правильное и своевременное замечание в самой строгой и сжатой форме, но вполне устранимые ошибки будут повторяться. Это означает, что педагог только указал ученику на ошибку, не заставив ее исправить.

В таком случае неопытный педагог часто ищет оправдания в отсутствии у учащихся прилежания, внимания и т. д., что, однако, не оправдывает его самого. Преподаватель обязан постоянно помнить, что самое ценное в его работе — это умение довести дело до конца и обязательно добиться выполнения своих указаний, может быть, путем жесткой требовательности. Иначе замечания перестанут достигать цели, и учащиеся, привыкнув к малой требовательности педагога, будут выполнять учебные задания небрежно. Тогда уже не помогут никакие самые обоснованные и своевременные методические замечания.

В то же время суровую требовательность не следует возводить в систему. Отношения между учителем и учениками всегда должны быть предельно ясными и взаимоуважительными. Вели ученик или группа учеников ленится, проявляет инертность, неуравновешенность в труде и т. п. — это просчет учителя, который отвечает за все, что делается у него на уроке: и за выучку и за воспитание сознательной дисциплины.
Учитель должен проявлять строгость, взыскательность, но не резкость и тем более грубость, не травмировать психику ученика.

Разумеется, проявлять требовательность вовсе не означает, что учитель должен все время силой «тащить» ученика к знаниям. Надо добиться того, чтобы учитель и ученик взаимно помогали друг другу достигнуть хороших учебных результатов. Конечно, талантливые и послушные ученики более приятны в работе и чаще радуют учителя своими успехами, но ученики «трудные» более полезны для роста его педагогического мастерства. Словом, начинающий преподаватель обязан изучать закономерности и процессы психической деятельности человека, овладевать психологией как наукой, которая позволит глубже и точнее разбираться в вопросах воспитания личности ученика.

Яндекс.Метрика